Необычную операцию провел 2 апреля этого года хирург Шушенской районной больницы Олег Павлович Суховерхов: у больного Алексея Федоровича Забудского из бедра левой ноги были удалены два инородных тела: пуля и металлический осколок.
– В самой операции особенного нет ничего, – говорит хирург. – А вот предметы такие удалять из человеческой плоти, согласитесь, приходится не каждый день.
Алексей Федорович Забудский помнит тот день, когда пуля с осколком «поселились» в его ноге – было это 24 октября 1942 года под Нальчиком.
– Дивизия наша выходила тогда из окружения, о ранениях думали в последнюю очередь. В госпиталь попал только в середине ноября – рана уже затянулась, заросла. В сорок третьем опять ранило, снова попал в госпиталь. Говорю: может и старое железо удалите? Поискали-поискали – не нашли. А там и война кончилась.
Алексей Федорович тянется к больничной куртке, что висит на спинке кровати – разговаривали мы в палате хирургического отделения – и вынимает из кармана что-то завернутое в бинт, разговаривает и показывает мне металл, с которым ходил четыре с лишним десятилетия – почти две трети своей жизни. Пуля, покрытая черными пятнами. Пулю в этом кусочке выдают форма – конусом, и вес – свинцовый. Относительно же природы осколка, который «присоединился» к пуле, сам Алексей Федорович не может дать объяснения.
Фронтовик вновь завязывает узелком белый бинт и прячет реликвии в карман куртки.
– Такая память о войне не подвластна никакому времени, – говорит он и вспоминает о тяжелой первой половине войны.
Воевал он артиллеристом на четвертом Украинском фронте.
– Какое самое сильное впечатление осталось у Вас от войны? – спрашиваю я его.
Алексей Федорович, подумав, отвечает:
– Война стала проверкой советских людей на выносливость. В мирное время человека может выбить из колеи даже насморк. Когда же фашист пришел на нашу землю, у всех нас появилось как бы второе дыхание: каждый жил одной мыслью – добить Гитлера в его логове. А ради исполнения этой мечты не обращали внимания ни на невзгоды окопной жизни, ни на ранения. Вот эта стойкость советского солдата поражает меня по сей день…
В 1942 же году Алексей Федорович вступает в партию…
Самым знаменательным событием в своей жизни он считает участие в Параде Победы, который состоялся 24 июня в столице нашей Родины.
– Войну я закончил в Болгарии. Жалел, конечно, что не удалось участвовать в штурме Берлина. Но когда узнал, что мне, сибиряку, доверили парадным маршем пройти по Красной площади, то радости, казалось, не будет предела.
Строгие квадраты, сотни бойцов-победителей, груда поверженных фашистских штандартов, трибуна Мавзолея, на которой были товарищи Сталин, Калинин, Молотов, советские военачальники, представители союзных армий, – как будто вчера все это было…
Украшали грудь Алексея Федоровича орден Отечественной войны II степени и медали, когда возвращался он из Москвы домой.
– Долгой ли, спрашиваешь, показалась нам война? – говорит ветеран и затем продолжает. – Те, кто в июне сорок первого года мальчишками были, весной сорок пятого уже пошли в армию служить.
Музей боевой славы, что при Шушенском райвоенкомате, пополнится скоро двумя новыми экспонатами – пулей и осколком, которые старый фронтовик носил в себе около сорока лет. Небольшие они, но как много могут рассказать.
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Оставить сообщение: