Исчезнувшая жизнь на берегах реки Ои
В Шушенском районе много исчезнувших деревень, однако сохранились следы жизнедеятельности человека и это не может не интересовать современников.
В устье реки Оя с конца XIX века и вплоть до 1970-х годов на правом и левом берегах жизнь буквально «бурлила». Об этом свидетельствуют масштабные остатки крупного, по всем внешним признакам с очень развитой инфраструктурой, пункта приема/погрузки на водный транспорт сельхозпродукции всего юга Красноярского края.
На правом берегу Ои располагалась деревня Чихачево, образованная в XVIII веке как и многие другие населенные пункты Шушенского района в период освоения этих земель русскими и казаками.
А в устье реки Оя на правом ее берегу имеются заброшенные остатки каменных и кирпичных сооружений – это зернохранилище. Рядом была деревня Ямки, кладбище которой расположено в нескольких км от зернохранилища на пригорке, где не более 50 захоронений. Все похороненные люди рождены либо в конце XIX века, либо в 1900–1910-е годы. Самое раннее захоронение 1940-х гг., а самые поздние три – 1972 г.
Запах истории, безусловно, «накрывает» здесь при въезде через каменные ворота, при виде заброшенных складов, пристани, огромного подземного хранилища. Наличие сохранившейся внизу каменной кладки (камень – плитняк), а вверху – кирпичной, с встроенными металлическими вытяжками, говорят о том, что сооружению много лет и оно надстраивалось и менялось в разные исторические периоды.
Из диалога с историком и краеведом
Павлом Свинцовым: «Это была основная транспортная артерия, которая с конца XIX века и вплоть до 1970-х годов осуществляла погрузку сельхозпродукции на баржи. Южные волости Енисейской губернии обеспечивали страну маслом, зерном, мукой и известной во всем мире хлебной водкой винокуренного завода в с. Знаменка. Именно здесь в устье реки Оя была крупная база хранения муки и зерна для ее дальнейшей транспортировки в крупные города».
Из диалога с уроженцем деревни Чихачево Владимиром Казанцевым: «В гавани (он именно так называет сохранившуюся пристань и хранилище – прим. автора) была также стоянка катеров, которые тягали плоты с Ои до Усть-Абакана. Там же была запань из бонов – ловушка для бревен при молевом сплаве леса. Молевой сплав действовал при Ермаковском леспромхозе – в верховьях заготавливали лес, штабелировали бревна на берегу, связывая их в плоты, и спускали в реку по течению».
Ну и как же без любовной легенды, которой с нами поделился местный проводник: «Гора Ойский бык – гора любви, которая служила тайным местом встречи для двух влюбленных. Они не могли быть вместе из-за запрета родителей, но тайно встречались на этой горе. Девушку родители сосватали в богатую семью. В день свадьбы она сбросилась с этой горы и разбилась насмерть…».
Зачем мы все это пишем? Чтобы сохранить информацию об ушедшей жизни и получить обратную связь: дополнительные рассказы, воспоминания, может быть найдутся и фотографии, или другие свидетельства той эпохи.
Оставить сообщение: