Юные археологи из Казанцево стали участниками детской экспедиции
Юные археологи из Казанцево стали участниками детской экспедиции
С 1 по 14 июля возле Шалаболинской писаницы проходила детская археологическая экспедиция «ДАРХЭ-2024». Она организована при поддержке Фонда президентских грантов, а реализует этот проект Автономная некоммерческая организация «Археологическое исследование Сибири».
В полевой лагерь приехали 45 ребят, увлеченных археологией: из Красноярска, Железногорска, Шушенского и Курагинского районов. Среди них, уже традиционно, были ученики Казанцевской средней школы имени героя Советского Союза Александра Антоновича Семирадского: Вера Данишвар, Михаил Романов, Ринат Шайхутдинов, Алексей Шестопалов, Сергей Бочкарев, Сергей Гольд и Александр Тимаков.
Со школьниками работали 12 наставников: педагогов и специалистов - археологов, антропологов, этнографов и исторических реконструкторов. Две недели пролетели незаметно. Каждый день был насыщенным до предела: лекции и мастер-классы, научные эксперименты и индивидуальные занятия, вечерние мероприятия и песни у костра... Перечислять можно долго, поэтому приведу примеры.
Соседство полевого лагеря с Шалаболинской писаницей вовсе неслучайное. Именно оно определяет одно из главных направлений работы - изучение наскального искусства. Это уникальное место можно сравнить с огромной галереей на берегу Тубы. Ученые открыли около 500 плоскостей с рисунками на высоте до 150 метров. Мы практически каждый день работали с петроглифами, учились их датировать, анализировать и бережно копировать.
Другие важные направления, по которым проходили лекции и мастер-классы - древняя история Хакасско-Минусинской котловины и ее археологические памятники. Полученные знания помогли закрепить практические занятия - например, изучение крепости и поселения в окрестностях деревни Ильинка и мастер-класс Тимофея Ключникова по изготовлению простых каменных орудий труда своими руками. Кроме этого, школьники изучали антропологию: они попробовали измерять кости и определять пол и возраст человека по скелету. Также им преподавали основы этнографии, и они составляли анкеты и проводили этнографический опрос.
Во время экспедиции дети проводил с педагогами увлекательные научные эксперименты. Все они прошли успешно. Среди них - перемещение мегалита древними способами: с помощью веревок, катков и салазок. В итоге 27 человек без проблем передвинули на несколько сотен метров внушительную каменную плиту. Кроме этого, ребята с педагогом Андреем Петренко изготовили кузнечные мехи и опробовали их в действии, освоив холодную ковку.
Отдельно хочется остановиться на работе "Лаборатории керамики".
Изучению древних ремесел в экспедиции уделяется особое внимание. Некоторые ребята каждый год участвуют в ДАРХЭ, и уже не раз лепили сосуды по технологиям разных эпох. На этот раз, они осваивали технологию лепки окуневской культуры. Получившиеся работы были обожжены в самодельной обжиговой печи. Но этот год особенно запомнится тем, что дети "эволюционировали" от ручной лепки до гончарного круга. Узнали, каким он был в разных странах, объединили понравившиеся модели и сделали свои. Все три оказались рабочими, с их помощью удалось создать сосуды.
Одновременно школьники осваивали приемы работы на современном гончарном круге. Юные гончары учились делать классические русские горшки, а во время работы придумывали и "тестировали" новые инструменты. Например, заменили поролон на шерстяную нить. Оборудование для мастер-классов предоставил Музей-заповедник "Шушенское", а мастер-классы провела заведующая его художественно-оформительской мастерской Тамара Журавкова.
Помимо образовательной программы, в экспедиции каждый день проходили мероприятия, которые готовили дети вместе с педагогами: День Нептуна и купальские игры, квест и конкурсы, концерт песен военных лет и душевные "посиделки" у костра... В финале новичков посвятили в археологи, и это тоже было запоминающимся событием.
Итогом ДАРХЭ-2024 стало проведение полевой конференции. Она прошла под сенью вековых сосен. В "конференц-зале" под открытым небом участники экспедиции представили 24 доклада. В них - итоги практической работы ребят за 14 дней. Например, копирования и анализа петроглифов, составления топопланов археологических памятников, изготовления мехов, гончарных кругов и керамики, ковки орудий труда. Исследования школьников из Шушенского района были высоко отмечены членами жюри под председательством кандидата исторических наук, преподавателя КГПУ и директора университетского
Музея археологии и этнографии Александра Заики. Первое место, с работой «Конструкция кузнечных мехов» занял самый юный участник Тимаков Александр. Второе место с работой «Пробивная способность деревянных наконечников стрел» занял Романов Михаил. Жюри «расщедрилось» и дало три третьих мета, их заняли: Данишвар Вера с работой «Архаические антропоморфные образы в наскальном искусстве Шалаболинской писаницы, Шайхутдинов Ринат, с работой «Выявление гравированных изображений в наскальном искусстве при помощи редактора Foto Master и Бочкарев Сергей с работой «реконструкция охры»
После завершения экспедиции научная работа школьников не закончится. Дома они доработают свои исследования и в ноябре представят их на традиционной детской научно-практической конференции в Музее-заповеднике «Шушенское».
Сергей Журавков, учитель истории Казанцевской средней школы им. Героя Советского Союза А.А. Семирадского
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Оставить сообщение: