Рекламный баннер 990x90px ban1
79.17
90.4

«Я ПЕРЕСТАЛ ВЕРИТЬ ГИТЛЕРУ С НОЧИ НА 16 АПРЕЛЯ»

«Я ПЕРЕСТАЛ ВЕРИТЬ ГИТЛЕРУ С НОЧИ НА 16 АПРЕЛЯ»

10 февраля 1942 г. Военный совет Ленинградского фронта в соответствии с постановлением Государственного Комитета Обороны от 2 февраля 1942 г. в целях предупреждения эпидемических заболеваний среди населения и войск фронта принял специальное постановление,
в котором предложил председателям исполкомов ленинградских городского и областного советов очистить площади и улицы города, привести в порядок общежития и принять ряд других неотложных мер (восстановить работу санпропускников, бань, прачечных, установить в местах переправы через Ладожское оз. санитарно-контрольные пункты для осмотра прибывающих в город).

Начавшаяся после этого очистка Ленинграда, к которой регулярно привлекалось население города, приняла широкий размах. 15 марта в общегородском воскреснике участвовало более 100 тыс. человек. Но этого оказалось недостаточно. Улицы и площади оставались под толстым слоем снега и льда, доходившим до полуметра толщиной. По обочинам трамвайных путей сколотый лед образовал валы толщиной выше человеческого роста.

Поэтому Исполком Ленгорсовета с 27 марта мобилизовал на очистку города все трудоспособное население. В первый день на работу вышли 143 тыс. человек, 31 марта — 304 тыс., а 4 апреля — свыше 318 тыс. человек. К 15 апреля было очищено свыше 3 млн квадратных метров улиц и площадей и более 12 тыс. дворов, вывезено за город около 1 млн т нечистот, мусора, снега и льда. При этом было собрано и захоронено около 13 тыс. трупов.

Основную массу снега и мусора вывезло население на санках, тележках, на листах фанеры и старого кровельного железа. Это позволило с 15 апреля 1942 г. пустить по улицам города 5 маршрутов пассажирского трамвая, связавшего дальние районы города с центром. Это был настоящий праздник.

Когда по расчищенному Невскому проспекту шел первый трамвай, то, как писал Н. Тихонов, «люди бросили работать, смотрели, как дети на игрушку, на бежавший по рельсам вагон, и вдруг раздались аплодисменты. Это ленинградцы овацией встречали первый воскресший вагон. А вожатая вела вагон и стряхивала слезы, которые набегали на глаза. Но это были слезы радости, и она вела вагон и плакала и не скрывала этих слез».

На это радостное событие откликнулись и другие ленинградские писатели. Вера Кетлинская писала, что простой ленинградский трамвайный вагон «был для нас символ возрождения, символ жизни. Мы бежали, мы тоже были слабы, но мы бежали на наших непрочных, распухших ногах за этим вагоном. Я помню, как кричали: „Позвони еще!“. Такой радостью был этот трамвайный вагон». А вот слова Льва Успенского: «Ах, милый трамвай наш, милый трамвай! В тот солнечный яркий день 15 апреля ты, как и мы все, вдруг ожил, зазвенел, заискрил и побежал по суровому городу-герою первым вестником грядущей победы».

Движение трамваев в Ленинграде видели и осаждавшие город немцы. Можно себе представить впечатление гитлеровского руководства, считавшего Ленинград мертвым городом. А на некоторых немецких солдат это событие произвело ошеломляющее впечатление.

Ефрейтор Фалькенхорст об этом потом свидетельствовал так: «Я перестал верить Гитлеру с ночи на 16 апреля, точнее говоря, с 11 часов вечера. Мы пришли на точку, все вокруг выглядело, как обычно: та же тьма, тот же холод. Но там, над Ленинградом, бегали какие-то странные голубые вспышки… Черт возьми, они пустили трамвай! Пустили трамвай? Русские? В Ленинграде, на седьмом месяце блокады? Зачем же мы мерзли здесь всю зиму? В этих страшных болотах? Зачем росли леса крестов на наших дивизионных кладбищах? Зачем мы кричали об их неизбежной гибели, о нашей победе, если они… пустили трамвай!».

В.М. Ковальчук. "900 дней блокады. Ленинград 1941—1944"

#блокада_Ленинграда@dnislav

11045

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы