Рекламный баннер 990x90px ban1
79.17
90.4

ДОРОГА ЖИЗНИ

ДОРОГА ЖИЗНИ

Положение Ленинграда было крайне тяжёлым. Неоднократно предпринимались попытки прорвать блокадное кольцо, но сил для этого еще не хватало. В ноябре—декабре 1941 года советские войска разгромили противника под Тихвином и отбросили его за Волхов. Эта победа означала спасение от голодной смерти тысяч людей, так как через Ладожское озеро — единственную оставшуюся коммуникацию — Ленинград сохранил связь со страной.


По озеру в короткий срок была проложена ледовая трасса, названная позднее ленинградцами Дорогой жизни.

Тяжёл и опасен был труд работников трассы. Машины попадали под бомбёжки, проваливались в полыньи, моторы глохли на морозе, но движение не прекращалось. Увеличивался поток грузов блокированному городу, одновременно шла и эвакуация населения в глубь страны.

152 дня действовала ледовая Дорога жизни. За это время по ней была доставлена 361 тысяча тонн грузов, из них 262 тысячи тонн продовольствия. Из Ленинграда было эвакуировано около 550 тысяч человек. «История ладожской дороги, — писала 9 мая 1942 года «Правда», — это поэма о мужестве, настойчивости и стойкости советских людей». Благодаря умело организованным перевозкам по Ладожской ледовой трассе произошло заметное увеличение продовольственных запасов. Это позволило с 25 декабря 1941 года по 11 февраля 1942 года трижды повысить нормы выдачи хлеба ленинградцам и увеличить нормы по другим продуктам питания. Как и в начале введения карточной системы, рабочие стали получать ежедневно 500 граммов хлеба, служащие — 400, иждивенцы и дети — 300 граммов. Наступил долгожданный перелом в снабжении населения продовольствием.

«Не гадалось. Не снилось. Не верилось.
– Подводы едут!
– Подводы едут!
Первым на ленинградской улице подводы увидел Димка.
Вышел на улицу – едут подводы. Кони ступают. Тянут телеги. Начал Димка считать подводы:
– Одна, вторая, шестая…
– Десять, пятнадцать, двадцать…
– Двадцать вторая, двадцать шестая…
Сбился со счета:
– Тридцать седьмая, нет, тридцать шестая… Прибежал он к соседской Нине:
– Подводы! Подводы! Сто сосчитал, и конца не видно.
Прибежал к закадычному другу Вите:
– Подводы! Подводы! Сто сосчитал, и конца не видно.
Вышли ребята на улицу. Едут подводы. Начала не видно. Конца не видно.
Сопровождают подводы люди.
Март. Небо весенним полно разливом. Ветер бежит с Невы.
– Откуда вы, дяденьки? – полезли ребята. Прищелкнул один языком.
– С берега дальнего, – бросил загадочно.
– Считай, с того света, – сказал второй.
Гадают ребята: откуда подводы? Ясно ребятам, что на подводах. Не скроешь от зорких глаз.
– Там хлеба горы!
– Там крупы!
– Мясо!
Да, необычным был этот день. По улицам Ленинграда тянулся огромный обоз. За упряжкой идет упряжка. За подводой идет подвода. 240 подвод с продовольствием прибыло в этот мартовский день 1942 года в осажденный врагом Ленинград.
Это был партизанский обоз. Хлеб, мясо, крупы, другое продовольствие привезли партизаны ленинградцам из районов, захваченных фашистами. Сберегли. Укрыли. Привезли ленинградцам. Пробились сквозь линию фронта. Болотами, тайными тропами проползли. Чудом каким-то остались целы.
Тянется, тянется, течет, как река, обоз. От фашистов! Тайными тропами! Сюда – в Ленинград – обоз!
Смотрят ребята:
– А вдруг это снится?!
Смотрят ребята:
– А вдруг – мираж?!
Нет. Не мираж. Не мираж. Не снится.
Скрипят телеги. Идет обоз».

Отрывок из рассказа Сергея Алексеева «Мираж».

#Домофицеров24_Проект #блокадаЛенинграда

11310

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы